Владимир ТАЛАЛЫКИН: «Перенос сроков реформы по обращению с ТКО не должен расхолаживать регионы»

Владимир ТАЛАЛЫКИН: «Перенос сроков реформы по обращению с ТКО не должен расхолаживать регионы»

С 2017 по 2019 годы субъекты Федерации будут внедрять новую систему обращения с отходами. Преобразования будут осуществляться согласно этапам, зафиксированным в принятых изменениях в законе, процедурное оформление которого завершается в федеральном парламенте. Этому предшествовала большая подготовительная работа, проведённая специалистами из этой сферы, в том числе рабочей группой экспертов, сформированной ГК – Фондом содействия реформированию ЖКХ. Об этом порталу «РroWaste»рассказал первый заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Владимир Талалыкин.

— Владимир Михайлович, изменения, внесённые в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» ещё в декабре 2014 года, дали старт так называемой «мусорной реформе»…
— Они, скорее, положили начало подготовительному этапу серьёзных преобразований в данной сфере. И, хотя, уже тогда было законодательно изменено как само определение отходов, так и принципы правового регулирования в сфере обращения с отходами, говорить о реформе было ещё рано. Ведь главной целью 89-ФЗ является создание условий для формирования современной подотрасли коммунального хозяйства. Для этого законом были предусмотрены формирование новой модели государственного и негосударственного регулирования системы обращения с отходами, структурирование рынка и привлечение внебюджетных инвестиций. Однако эффективной реализации закона мешали отсутствие чёткого плана внедрения модели регулирования отрасли, масштабная неготовность ее выполнения на местах, а также концептуальные недостатки в разрабатываемых нормативно-правовых актах, которые не позволяли привлекать инвестиции. На решение этих вопросов потребовалось время и практические наработки.
— Необходимые практики нарабатывались Фондом ЖКХ в ходе финансирования региональных проектов модернизации коммунальной системы?
— По всей стране уже реализуется более сорока таких проектов. Общий лимит средств на модернизацию составляет 13 836 152 472,00 рубля, из них к предоставлению в 2016 году – 6 241 199 772,00 рубля. При этом более 4,8 млрд. рублей уже зарезервировано за регионами. В отношение доли на модернизацию в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в этом объём, я хотел бы привести следующие примеры. В Ставропольском крае общая стоимость проекта модернизации в соответствии с заявкой составит 520,0 млн. рублей, из которых за счет средств Фонда будет профинансировано 300,0 млн. рублей и за счет участника проекта – 220,0 млн. рублей. Эти средства будут направлены на строительство полигона захоронения отходов 297 тыс. м3/год и мусоросортировочного комплекса мощностью 450 тыс. м3/год. Планируется принимать отходы жилых домов, общественных зданий и предприятий, расположенных в населенных пунктах Буденновского, Арзгирского, Левокумского и Нефтекумского районов. А в Смоленской области с участием средств Фонда будет построен полигон мощностью 160 тыс. тонн в год на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района и две мусороперегрузочные станции на территории Демидовского городского поселения Демидовского района и Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области мощностью 10 тыс. тонн в год и 20 тыс. тонн в год соответственно. За счет средств Фонда будет профинансировано 300,0 млн. рублей и за счет участника проекта – 350,0 млн. рублей. Также с участием средств Фонда будет построен полигон захоронения отходов, включающий в себя также мусоросортировочную станцию мощностью 40 тыс. т. в год в Карачаево-Черкесской Республике – при общей стоимости проекта 279,6 млн. рублей, за счет средств Фонда будет профинансировано 167,8 млн. рублей.
— А если говорить об общероссийских масштабах?
— Многое зависит от готовности региональных нормативно-правовых актов и состояния региональных систем обращения с отходами, бюджетных возможностей регионов и инвестиционного потенциала. Объём работы предстоит колоссальный. Поэтому необходимо создать модульную систему переработки отходов, разработать типовые проекты технологических линий. Это позволит оптимизировать затраты на создание объектов, поставить задачу по импортозамещанию для отечественной промышленности, сократить сроки реализации проектов. Четко понять, какое именно отечественное оборудование необходимо производить для эффективной работы предприятий, занимающихся переработкой отходов. При этом каждый субъект федерации должен разработать территориальную схему обращения с отходами, региональную программу, а также выбрать одного или нескольких региональных операторов, ответственного за весь цикл обращения с отходами на определенной территории — от сбора отходов до устранения свалок. Со своей стороны Фонд ЖКХ, используя практические наработки и рекомендации пула экспертов, подготовил ряд эффективных решений по минимизации объема захоронения ТКО на территориях с различными региональными особенностями.
— Сейчас приняты изменения в федеральный закон о переносе сроков реформы, подразумевающей внедрение новой системы обращения с отходами. Есть ли смысл в отсрочке?
— Это, действительно, спорный вопрос. Дело в том, что новая модель обращения с отходами предусматривает передачу полномочий по организации работ в этой сфере с муниципального уровня на региональный, а также расширение полномочий регионов по установлению предельных тарифов, выбору региональных операторов и разработке региональных программ. При этом степень готовности регионов очень разная. Некоторые субъекты РФ могли бы начать действовать уже в следующем году. Например, серьёзно подготовились к этому во Владимирской области. Глубоко погрузились в эту тему в Орловской и Новосибирской областях. Однако процесс тормозится из-за срыва сроков принятия подзаконных актов федерального уровня. Ну, и, конечно, некоторые регионы недостаточно активны, а потому значительно отстают в подготовке к переходу на новую систему обращения с отходами. Поэтому решение Госдумы о переносе сроков реформы на 2019 год считаю вынужденным, но эта отсрочка не должна расхолаживать регионы, чтобы не снизить темпы подготовки к переходу на новую систему обращения с отходами производства и потребления. И нельзя сбрасывать со счёта тот факт, что весь этот процесс затрагивает значительное количество федеральных министерств, агентств и иных ведомств. Без выработки решения по созданию единого координационного органа исполнение данного закона представляется трудно реализуемым и рискует быть сильно растянутым по времени.

Источник — http://svalki.net